Актуальные вакансии
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.
Блог

Мотивация в ИТ: как стать желанным работодателем?

Примерное время чтения: 9 минут 47 секунд

Хотите всегда быть в курсе событий на рынке IT? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Вопрос мотивации сотрудников сейчас крайне актуален для каждого бизнеса. Поддержка заинтересованности сотрудников особенно в сфере информационных технологий является ключевым фактором сохранения ценных кадров. Зарубежные эксперты компании Gitmax детально представили эту тему в статье: «What will help ceos motivate tech people to stay on in the company?». В ней, освещается тема сохранения заинтересованности лучших специалистов, и как именно мотивировать сотрудников через их потребности в реализации, принадлежности и влиянии.
Почему нам не хватает технических специалистов?

Уже наступил момент, когда кажется, что вы ведете настоящую битву за привлечение высококлассных технических специалистов. Согласно исследованию Gartner, проведенному в начале марта 2022 года, только 29,1% ИТ-работников намерены надолго остаться у своего нынешнего работодателя. Этот показатель значительно ниже в Австралии и Новой Зеландии — 23,6%, Азиатско-Тихоокеанском регионе — 19,6% и Латинской Америке — 26,9%. Даже в самой успешной Европе только 4 из 10 ИТ-работников имеют твердые намерения в дальнейшем остаться на своем постоянном рабочем месте.

Казалось бы, нехватка кадров должна компенсироваться нынешним трендом на технологические профессии и многочисленными перспективными онлайн-курсами, где за несколько месяцев можно стать специалистом младшего уровня. Однако на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
С одной стороны, количество технических специалистов на рынке, подходящих для низкоквалифицированной работы, растет. С другой стороны, сотрудники, не имеющие серьезной подготовки, не способны выполнять сложные задачи, что усугубляет дефицит специалистов среднего и высшего звена.

Кроме того, этот «технологический тренд» стал пользоваться дурной славой, поскольку многие люди повернули головы в эту отрасль просто по финансовым соображениям, не проявляя живого интереса к этому направлению. А таких сотрудников сложнее всего стимулировать к полноценной работе.
На практике все не так уж плохо. Эффективная система мотивации сотрудников позволит вам значительно повысить уровень найма и привлечь талантливых специалистов, желающих остаться в вашей компании на долгие годы.

Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения теории. Существует несколько теорий происхождения мотивации и ее стимулов (например, иерархия потребностей Маслоу), но мы хотели бы обратиться к теории человеческой мотивации МакКлелланда.

Согласно этой теории, у каждого человека есть один из трех основных движущих мотивов:
  • потребности в реализации;
  • потребности в принадлежности;
  • потребности во влиянии.

Далее мы подробно рассмотрим каждую потребность и объясним, как вы можете повлиять на своих сотрудников, чтобы удовлетворить каждую из них.
Потребность в достижениях

Как мотивировать сотрудников с помощью потребности в достижениях?
  • Проводите анализ эффективности работы

Разработайте программу Performance Review и проводите ее дважды в год. Это очень полезный мотивационный инструмент, особенно если вы не воспринимаете его просто как формальность. Для работодателей одной из важнейших обязанностей в отношении своих сотрудников является выделение четкого и понятного пути карьерного роста. В компании Gitmax мы проводим обзоры производительности для наших технических специалистов каждый квартал, отслеживаем их успехи и продвижение, чтобы подбирать наиболее подходящие команды для аутсорсинговых проектов наших клиентов.

Для небольшой компании процесс анализа, скорее всего, будет менее формальным, поскольку он не будет строго привязан к классу каждой должности.
В этом случае вы можете задать своим сотрудникам следующие вопросы:
  • Вспомните последние шесть месяцев работы в компании — насколько продуктивными и эффективными они были?
    (здесь мы можем оценить, насколько адекватно сотрудник оценивает свою работу).
  • С какими сложными задачами вы столкнулись и какие из них вам удалось решить за последние шесть месяцев?
    (даже в повседневной рутине есть место задачам и моментам, стоящим вашего внимания, и сотруднику крайне важно уметь замечать и выделять их).
  • Были ли препятствия или неудачи, с которыми вы столкнулись за этот период времени?
    (также важный вопрос, так как все мы знаем, что ошибки — это обычное дело, и все мы должны уметь замечать их, принимать их и учиться на них).
  • Каким задачам, связанным с вашим ростом в ближайшие шесть месяцев, вы бы обрадовались больше всего?
    (этот вопрос заставит человека выдвинуть идеи о своем карьерном росте в вашей компании).
  • Как наша компания может помочь в вашем карьерном росте?
  • Хотели бы вы обсудить какие-либо вопросы или трудности, которые еще не были упомянуты?
  • Предложите своим сотрудникам принять участие во встрече или конференции.

Для технических специалистов крайне важно не только получать знания, но и делиться ими с другими.

Если вы владеете небольшой компанией, то, скорее всего, у вас нет специалиста по взаимодействию с разработчиками (devrel). Великие дела начинаются с малого — например, пригласите нескольких сотрудников принять участие в небольшой конференции, где они смогут поделиться своими знаниями, найти коллег-единомышленников и просто хорошо провести время в профессиональной рабочей обстановке. Возьмите на себя организационные вопросы и подумайте о приглашении специалиста, который поможет с подготовкой мероприятия.
Потребность в принадлежности

Это понятие относится к формированию, поддержанию и восстановлению благоприятных отношений с другими людьми. Другими словами, это потребность человека испытывать чувство причастности к социальной группе. В профессиональной сфере потребность в принадлежности проявляется в желании быть частью здоровой корпоративной культуры и профессионального сообщества.

Как мотивировать сотрудников, используя потребности в принадлежности?
  • Случайный кофе

Последние 2 года из-за пандемии большинство технических специалистов работают в командах из разных городов и стран. Однако это не означает, что сотрудники не испытывают потребности в более тесном общении с коллегами.

Подумайте об организации регулярных командных встреч в формате случайного кофе. Вы можете посмотреть на готовые решения или написать собственного бота, который будет делить людей на небольшие группы, генерировать темы для разговора в случае затруднений и напоминать участникам о встречах.

Эта инициатива поможет коллегам переключиться с разговоров о работе и поможет получше узнать коллег. Достаточно 15−20 минутных бесед, чтобы узнать о различных увлечениях и интересах других, что, к примеру, превратит рядового «разработчика Энди», в увлеченного дайвера, путешественника и отличного кулинара.

  • Выступление на внутренних мероприятиях

Это практика схожа вышеупомянутой по необходимости достижений. Если уговорить сотрудника выступить с публичной речью перед незнакомой аудиторией довольно сложно, предложите ему сначала выступить перед коллегами.

Каждые две недели можно проводить мини-встречи, на которых каждый может поднять какую-то тему и обсудить ее, представив небольшую презентацию. Это укрепит связи между коллегами и позволит собрать материал для других встреч и конференций.
Потребность во влиянии

Согласно теории МакКлелланда, потребность во влиянии бывает двух типов: влияние ради власти или влияние ради достижений. В то время как первый тип деструктивен, второй даст вашей компании превосходно мотивированных руководителей команд.

Как мотивировать сотрудников, используя потребности во влиянии?
  • Если ваша команда не очень большая, вы можете предложить наставничество новичкам во время обзора результатов работы и выяснить, насколько это может быть интересно для сотрудника. Если вы заметите положительную реакцию, возможно, перед вами кандидат на должность руководителя команды.

  • Если количество сотрудников довольно велико, скорее всего, они разделены на небольшие команды для руководства на более приближенной основе. Это дает возможность инициативным работникам попробовать себя в управлении небольшими подгруппами.

  • В некоторых случаях имеет смысл разделить управление командой на руководителя команды и технического руководителя. Возможно, есть сотрудники, которые не заинтересованы в управлении людьми, но отличаются умением выстраивать процессы, и этим они удовлетворяют свою потребность во влиянии.
Также мы хотим упомянуть два основных аспекта вещественной мотивации — это материальное поощрение и рабочее время.

  • Деньги

Само собой разумеется, что финансовая часть является одним из основных аспектов мотивации для любого человека. Если вы предложите квалифицированному разработчику хорошую зарплату и возможность финансового роста, это будет одним из главных стимулов для его качественной работы.

Однако бесконечно повышать зарплату невозможно. Кроме того, любые бонусы, если они несопоставимы с размером зарплаты, рано или поздно становятся безразличными. Это заставляет технических работников сместить «фокус удовольствия» на сам процесс. Программист получает удовольствие от решения сложной задачи, тестировщик — от красиво написанного тест-кейса, а дизайнер — от детальной отрисовки.

  • Гибкий график работы

Одна из наиболее неприемлемых вещей для технических работников — это ограничения. Если вы заставите их работать строго с восьми до пяти — вы выведете их из зоны комфорта. Если у вас есть такая возможность, постарайтесь проявить гибкость по отношению к сотрудникам, выяснив, какой график работы подходит им больше всего. Бывает так, что в один день техническому специалисту может показаться, что работа не идет, однако на следующий день он сможет закончить задачу за три часа и уложиться в срок. В конце концов, все дело в результате.
Заключение

Подводя итог, материальных стимулов не всегда бывает достаточно для сохранения ценных сотрудников. Дополнительные стимулы такие как обучение и карьерный рост могут помочь вашему бизнесу поддержать заинтересованность специалистов. Также, поощрение их инициативы и создание новых форматов взаимодействия и общения позволяют создать более дружелюбную корпоративную культуру, в которой захочется остаться надолго. Мы поддерживаем многие из предложенных практик в этой статье, и как и наши зарубежные коллеги компании Gitmax, считаем их внедрение в рабочий процесс крайне важным для мотивации наших сотрудников.

Читайте также

Показать еще