Актуальные вакансии
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.
Блог

Soft skills: качаем - карьерные бонусы получаем!

Примерное время чтения: 07 минут 59 секунд

Хотите всегда быть в курсе событий на рынке IT? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Как известно, один в поле не воин. Это утверждение целиком справедливо для любого бизнеса, в котором оно зачастую проявляются куда ярче. Любой гений без эффективной команды единомышленников не состоится. И, в конечном итоге, останется в истории еще одним «опередившим время обладателем колоссального нереализованного потенциала».
Среди ключевых факторов, которые не позволяют многим участникам бизнес-процесса воплотить свои идеи в полном объеме либо же достичь цели ударными темпами, является недостаточно развитые «мягкие навыки» (англ. soft skills). Что это такое и почему их развитию необходимо уделять достаточное внимание, мы расскажем в этом материале.

Что такое soft skills?

  • Само понятие «софт скилл» возникло примерно в 60-ые годы прошлого века. О достигнутых успехах в различных сферах и мудром руководстве на официальном уровне социологи начали говорить гораздо раньше - еще в начале XX века. Отмечалось, что проекты с талантливым администратором вне зависимости от своего масштаба – от воплощения одной идеи до целой империи как сложнейшего механизма – всегда развиваются проще, чем проекты от нелюдимых гениев.
Талант администратора – это как раз самое показательное проявление тех самых мягких навыков во взаимодействии с командой и руководством. Вспомните - «порядок бьет класс» от прусского военного гения Фридриха II, «команда-звезда» всегда одержит верх над «командой звезд» от футбольного мэтра Валерия Лобановского – все это конкретные примеры развитых «софт скиллз» на конкретном поприще.
Но прежде, чем мы перейдем к выяснению, что же включает в себя понятие «soft skills», давайте разберемся, какими вообще могут быть навыки. Тут всего два пункта:
Hard skills (жесткие)
Профессиональные или технические навыки сотрудника. Они приобретаются в процессе обучения или повышения квалификации, оттачиваются в процессе работы по специальности. Профессиональные жёсткие навыки подлежат измерению или оценке по четким критериям.
Soft skills (гибкие)
Приобретенные навыки, отражающие личные качества человека и не связанные с конкретной специальностью. Объективным измерениям в конкретных величинах они не подлежат, но при этом имеют очевидные проявления.

Основные скиллы, входящие в определение

Классификация этих умений и свойств личности весьма разнообразны. Одни перечисляют непосредственно гибкие качества, необходимые человеку в коллективе для успешного выполнения поставленных задач. Причем эти умения относятся к взаимодействию внутри коллектива (горизонтальные и вертикальные в обе стороны – подчиненные и начальство) и вне его (клиенты и покупатели). Недостаточное их развитие в каком-либо из этих направлений приводит к внутренним проблемам коллектива или определенному снижению эффективности его работы. Другие называют только 4-10 направлений, группируя мягкие навыки по каким-то общим признакам.
Со своей стороны, мы пойдем вторым путем и обозначим простыми словами те самые черты и навыки,
которые входят в soft skills:
  • Умение решать комплексные задачи, которые возникают в ходе работы.
  • Творческое мышление.
  • Критическое мышление.
  • Умение формировать суждения и принимать решения, которых требует текущая ситуация.
  • Управленческие способности и умение делегировать полномочия.
  • Способность командной работы независимо от масштаба коллектива.
  • Способность распознавать чужие эмоции и использовать их для управления людьми.
  • Клиентоориентированность.
  • Способность добиваться поставленных целей в ходе ведения переговоров.
  • Умение быстро переключиться с одной задачи
    на другую.

Кому и зачем нужны приобретенные навыки?


Участники любого командного процесса в бизнесе или иных сферах, желающие продемонстрировать свои профессиональные компетенции по максимуму, не могут обойтись без развития подобных умений.
Потому что эти умения позволяют:
  • Повысить производительность своего труда. Обращение к более компетентному и опытному коллеге зачастую позволяет решить любую задачу куда эффективнее, нежели искать ее решение исключительно полагаясь на собственные силы и опыт.
  • Оптимизировать рабочий процесс в целом. Любая профессия подразумевает необходимость планирования задач или делегирования части полномочий другим сотрудникам. Коммуникативные навыки – основа этих процессов.
  • Формировать оптимальную команду под конкретные задачи, проявлять инициативу, ставить цели подчиненным и единомышленникам.
  • Достигать оптимальных решений в результате коллективного обсуждения с профессионалами. Кандидат с развитыми гибкими навыками способен лучше анализировать и реагировать на изменения ситуации, аргументировать свое понимание и реализовывать поставленные задачи. Тем самым он быстрее развивается и более ценен для самой компании, так и в профессии в целом.
  • Выстраивать карьеру более эффективно. Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего. Навык презентации самого себя и переговоров с руководством необходим для регулярного продвижения по службе.
  • Совершенствоваться в других аспектах, необходимых в профессиональной деятельности на любом уровне.
Как становится совершенно ясно из вышеприведенного «софт скилл'ы» необходимы подавляющему большинству сотрудников – причем вне зависимости от вида работ, уровня должности и масштаба компании. Это позволяет делиться друг с другом накопленным опытом, идеями, планами и таким образом закладывать необходимый результат. В конечном итоге развитие подобных умений у большинства членов трудового коллектива приводит к эффекту синергетического прорыва.
Это выражается в том, что потенциал, благосостояние и результат работы всего коллектива превышает аналогичные параметры каждого из его участников. А это почти наверняка значит бизнес-переход на ступень выше со всеми вытекающими отсюда благами!
  • Елизавета Рахманова

    Консультант Selecty
    «Так называемые „софт скиллы“ — ваше самое сильное оружие, которым зачастую можно компенсировать недостаток хард скиллов. Но, если технические навыки можно развить, читая профильную литературу и обучаясь на специальных курсах, то личные качества мы формируем на протяжении всей жизни. К примеру, иногда замечаю, что некоторые кандидаты склонны к так называемому дихтомическому мышлению, то есть они мыслят категориями, и такому соискателю достаточно одного негативного опыта для того, чтобы выбрать сторону и в дальнейшем гнуть свою линию. Такие кандидаты трудно вливаются в команду, с ними сложно договориться и прийти к какому то позитивному финалу. Тем не менее это не клеймо, а дополнительная возможность роста. Психолог и упражнения на эмпатию помогут взглянуть на вещи под другим углом».

Как можно развить «мягкие» навыки?

Значимость развитых перечисленных качеств и скиллов становится очевидной. Подчеркнем, многие социологи утверждают, что хорошо развитые «софт скиллз» - это 85% процентов успешности личности. На профильные же «хард скиллз» остается всего 15%. Что важнее – решайте сами.


Если вы понимаете, что не обладаете какими-то из перечисленных свойств в должной мере, не отчаивайтесь. Необходимые для вашей профессии и должности soft skills можно развить в результате соответствующих обучений и практический занятий.
Оценить тот или иной уровень владения конкретным навыком можно на специализированных интернет-ресурсах. Проходить схожие тесты рекомендуется на различных сайтах. Мы же помним, что софт скиллз являются неизмеряемыми объективно?

Источниками получения знаний по необходимым пунктам являются книги, статьи, лекции, вебинары и тренинги в различном формате. Может быть, понадобятся услуги опытного наставника (да, есть и такие в этой сфере).
Далее сами умения можно наработать опытным путем в различных формах. Это может быть чистая практика. Например, коммуникативные скиллы развивает выступление перед коллегами на работе. Переговорные – участие в дискуссионных клубах или играх, требующих искусства убеждения (например, «Мафия» или «Бункер»). Гибкость мышления, находчивость и командное взаимодействие – всевозможные квесты или квизы (в том числе, в рамках выбранной профессиональной деятельности).
  • При развитии софт скиллз очень важно получать обратную связь от специалистов или других участников мероприятия. Это – почва для анализа, без которого саморазвитие в избранном направлении может зайти в тупик.
Помните, развитие soft skills – это важный перманентный процесс, а не конечная точка. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом – и тогда открывающиеся перед вами карьерные горизонты будут поистине безграничными! Со всеми отсюда вытекающими благами жизни, разумеется.

Читайте также

Показать еще